?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Предприятия общества "Газ и Электричество" переходят в собственность города Казани.
шарклиш
sharklish
Проект Михаила Меркушина на Радио "Эхо Москвы" в Казани
"КАЗАНСКИЕ СТАРОСТИ"

Выпуск от от 18 (5) февраля 1914 года.

3 марта (18 февраля) 1914 года в Казани электрическое и газовое предприятия бельгийского акционерного общества «Газ и Электричество» должны перейти в собственность городского самоуправления. В связи с этим городская управа г. Казани извещает всех абонентов, пользующихся услугами этих предприятий, что все платежи за газ и электрическую энергию, которые будут отпущены после 3 марта текущего года, должны уже будут вноситься в городскую кассу. Тариф на электрическую энергию остается прежний - 28 копеек. К осени 1915 года, когда электрическая станция будет расширена, тариф предполагается снизить до 24 копеек.

1003128415

Ценная бумага "Акционерное общество Газ и Электричество города Казани. Акция в 100 франков". Россия, 1914 год.
Фото-ссылка: http://antikvaroshop.ru/static-info_1108150_6964242.html

Э.Ш.: Публикуем небольшой отрывок из статьи "ИСТОРИЯ «ЭЛЕКТРИЧЕСТВА» В КАЗАНИ", размещенной на сайте "МегаДом":

"В 1890 году было учреждено акционерное общество «Газ и электричество города Казани» с начальным капиталом в 1,65 млн. франков. Оно эмитировало 100-франковые акции на предъявителя с оплатой дивидендов только в брюссель­ских банках. Первую городскую электростанцию постоянного тока в Казани, принадлежавшую данной бельгийской компании, пустили в 1895 году. Пере­дача электроэнергии осуществлялась по трехпроводной системе Доливо-Добровольского напряжением 175 В.
В 1897 году в Казани на улице Большой Проломной (ныне ул. Баумана) состоялось пробное освещение от этой электростанции. По городу было уста­новлено более 300 столбов с дуговыми фонарями в 1 400 свечей.

Электростанция была оснащена двумя газомоторными двигателями мощнос­ тью по 60 лошадиных сил, которые работали на светильном газе. К концу ее су­ществования мощность станции была доведена до 1 900 лошадиных сил, на ней работали десять газомоторных, два больших газогенераторных двигателя, а два двигателя Дизеля были на нефтяном горючем. Газ для двигателей первоначально поступал по газопроводу с завода в Суконной слободе, где он вырабатывался из нефти, потом из антрацита. Затем по настоянию городских властей антрацит заменили древесным углем, который привозили сюда на лошадях.

2293

Казанская электрическая станция общества "Газ и Электричество", которая в послереволюционные годы была переименована в "Красную зарю".
Фото-ссылка: http://oldkazan.narod.ru/08/003.htm

Для охлаждения двигателей вода забиралась из бассейна, расположенного рядом со станцией. А туда она поступала самотеком из центрального бассейна, который находился в районе современной улицы Горького. В то время город снабжался водой с помощью артезианских скважин, пробуренных в районе деревень Аки и Азино. Вот поэтому маленькая улочка, зажатая между улицами Пушкина и Малой Красной, получила название Бассейной. А улица, где был расположен газовый завод, стала называться Газовой.

В самом конце XIX века в России появилось трамвайное сообщение — сна­чала в Киеве, потом в Нижнем Новгороде, затем в Москве, в Казани, в Харь­кове и других городах. 15 октября 1899 года состоялся запуск мазутной паровой электростанции для трамвая в начале Нижнего Кабана. Пуск первой электростанции, а вслед за ней трамвайной силовой станции заметно оживля­ет интерес к электричеству.

Например, 13 января 1899 года в 1-й Императорской гимназии прошел танцевальный вечер при электрическом освещении. По рассказу очевидца, «Вновь проведенное электричество несколько раз совсем потухало, и если бы не предусмотрительно приготовленные на этот случай свечи и лампы, зал не раз погрузился бы во мрак... Конечно, это первый опыт освещения гимназии элек­тричеством, и именно этим объясняется не совсем удачное его устройство... Электротехник предупредил, что «будет подмигивать», но de facto вышло нечто больше, чем «подмигивание»..."

Предприимчивые казанцы начали широко использовать электричество. Га­зеты сообщали: «... известный в Казани фотограф господин Фельзер устра­ ивает ателье для фотографирования при помощи электрического освещения...
Работы, произведенные при электрическом свете, отличаются мягкостью, круглотою, нося отпечаток, полный жизни, что при фотографировании пос­редством солнечного света бывает редко..."
По части применения электричества Казань стоит впереди наших столиц, введя у себя прежде них электрический трамвай и электрическое фотографи­рование, которое за границей действует уже давно».

В 1901 году электричество впервые появилось в Казанской почтово-телеграфной конторе. К городским электросетям были в то время подключены пра­вительственные учреждения, почта, телеграф, театр, здание Дворянского соб­рания и некоторые дома в центре города. Контингент потребления электроэнергии стал меняться: доля промышленности в ней пос­тоянно росла.

Ныне энергетики Татарстана предлагают населению двухтарифные счетчи­ки, когда ночной тариф намного меньше дневного, тогда как в прошлом веке ситуация была прямо противоположная: дневной расход электроэнергии оп­лачивался много дешевле, чем ночной. Ведь кроме освещения улиц и поме­щений электричество использовали в то время разве что в сетях телеграфной и телефонной связи, где потребление было очень небольшим. В Казани многим жителям электроэнергия была не по карману: в 1910 году один ее киловатт-час стоил 30 копеек (А казанские газеты утверждают, что в 1914 году 1 киловатт-час стоил 28 копеек. - Э.Ш.).

Интересно, что в 1910 году только в 38 российских городах имелись час­тные и городские электростанции, на которых были установлены в основном паровые машины, и лишь в Казани применялись газовые двигатели..."
Ссылка: http://www.megadomoz.ru/article/94/91/

Э.Ш.: А вот статья Андрея Лебедева с сайта газеты "Республика Татарстан":

На заре большого электричества

information_items_68660

Здесь начиналось производство, преобразившее быт Казани.

Немало ярких «отметин» в топонимике Казани оставила 1-я городская электростанция, располагавшаяся на месте нынешнего сквера перед зданием Кабинета Министров республики.

Построенная при содействии бельгийцев в 1895 году, после революции она была национализирована и переименована в «Красную зарю». До Первой мировой войны станция принадлежала акционерному обществу с иностранным участием «Газ и электричество», будучи оборудованной по последнему слову техники. Оснащена она была двумя двигателями мощностью по 60 лошадиных сил, которые работали на газе. К моменту демонтажа мощность станции была доведена уже до 1,9 тыс. лошадиных сил. Работали десять газомоторных, два больших немецких газогенераторных двигателя и два двигателя на нефтяном горючем.

Любопытно, что газ для двигателей первоначально поступал с завода в Суконной слободе, где он вырабатывался из нефти, потом из антрацита. Однако в отработанных газах вскоре обнаружили сернистые соединения с резким «дурным запахом», и городские власти потребовали заменить антрацит древесным углем. Привозить его сюда стали на лошадях. Вот почему приметой этих мест в то время были вереницы крестьянских кошевок – саней, на которые установлена большая плетеная корзина для перевозки груза. Можно ли представить себе подобную картину сегодня!

В дореволюционной России только в 38 городах имелись электростанции и на них были установлены в основном паровые машины. Но лишь в Казани применялись передовые газовые двигатели.

Для их охлаждения вода забиралась из бассейна, расположенного рядом со станцией. Поступала она туда самотеком из центрального бассейна, который находился в районе со-временной улицы Горького. Вообще, как свидетельствуют архивы, водой Казань снабжалась с помощью артезианских скважин, пробуренных в районе Аки и Царицыно. И только жители ближайших кварталов могли пользоваться привилегией – дешевой водой отменного качества из бассейна при 1-й станции. Сюда приезжали водовозы, приходили женщины с ведрами на коромыслах. Постоянно дежурившая при бассейне раздатчица за определенную мзду отпускала воду.

kabmin-2809

Здание Кабинета министров РТ, перед фасадом которого и находилась первая электрическая станция Казани.

Вот почему маленькая улочка, зажатая между современными улицами Пушкина и Малой Красной, получила название Бассейной. А улица, где располагался газовый завод – поставщик электростанции, стала Газовой. Память об упомянутых фактах сохранилась и в месторасположении нынешнего управления городского водоканала на ул. Горького. Напомним также: именно здесь в канун тысячелетия Казани установлен памятник водовозу.

Кто же из горожан столетие назад мог позволить себе электричество? Сразу оговоримся: частных лиц среди них было немного. Подавляющему большинству казанцев электроэнергия оказалась не по карману – в 1910 году один ее киловатт-час стоил аж 30 копеек. При этом на десять копеек бедняк мог существовать целую неделю.

К электросетям были подключены лишь ведущие учреждения. Это конторы госструктур (их называли «правительственными инстанциями»), почта, телеграф, здание Дворянского собрания, театр и некоторые дома в центре города, которые почти все принадлежали дворянству или богатому купечеству. Для освещения улиц в центре (нынешние Кремлевская, Маркса, Театральная, Дзержинского) установили несколько электрических фонарей, но и они в основном были с газовыми рожками.

В июне 1925 года в истории города наступила новая эпоха, поскольку в эксплуатацию запустили вторую по счету электростанцию – имени III годовщины ТАССР. Располагалась она на месте нынешнего театра им. Г.Камала. С открытием станции электричество пришло во многие жилые дома, на централизованное электроснабжение стали постепенно переводить промышленные производства.

Что же касается «Красной зари», то после закрытия в ее помещения в 1929 году въехал завод «Пишмаш». Впрочем, это уже совсем другая история…

zara2-28

Кстати, старые корпуса бывшей «Красной зари» снесли уже после сооружения Дома Советов – так тогда называли здание Кабинета Министров Татарстана. На снимке 1962 года видно, что у новостройки еще стоят башенные краны, но она уже подведена под крышу. «Пишмашу» оставалось дожить считанные недели, а может, даже дни…

Ссылка: http://www.rt-online.ru/aticles/rubric-79/at-the-dawn-of-the-large-electricity/

  • 1
Прекрасная публикация! Я это здание в облике ПИШМАШа хорошо помню.
Ваш ЭГ

Боже мой! В Вашей памяти - целая эпоха.

Куда денешься! Да и годков уже немало (I'm 76).

И я очень надеюсь, что со временем их будет еще больше. А то - кто же будет читать наши "старости"?! Дай Бог Вам здоровья и радости!

  • 1